Среда, 24.04.2024, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2014 » Май » 15 » Государство против Конституции
10:08
 

Государство против Конституции

Вторым материалом, предложенным для научно-практической конференции, инициированной вновь организованным и находящимся в стадии становления научно-исследовательским отделом ЧИ УРАГС, был мой "Механизм реальной демократии". Впервые опубликован он был на старом ещё сайте avn-chel.nm.ru, и в газете патриотов Южного Урала "Танкоград" под названием "Механизм реального народовластия" (№21октябрь 2003).
Задача материала была исключительно учебной - научиться самому и помочь товарищам обосновывать идею суда народа в рамках действующего законодательства. Поскольку за читателями "Дуэли" предполагалась более высокая степень подготовки в этом вопросе, обусловленная, хотя бы, материалом Ю.И.Мухина "
Юридические основы АВН", то материал в газету не отправлялся в силу очевидности и отсутствия какой бы то не было новизны в рассмотренных в нём вопросах. Названный материал Ю.И.Мухина стал прототипом "Механизма реальной демократии". В преддверии конференции он был выборочно опубликован в областном издании "Челябинский рабочий" под названием "Народный суд". В текущей версии текст освобождён от некоторых стилистических излишеств, при полном сохранении аргументации.

Механизм реальной демократии

(об общепризнанном понятии демократии и его соответствии Конституции)

Целью настоящей статьи является ознакомление читателей с идеей механизма реальной демократии, который в Конституции не предусмотрен, но логически следует из ее основных статей.

Начнем с основ конституционного строя России, с основных положений Конституции. О чем в ней говорится, какой общественный строй закреплен в России? Какое государство и с какой целью мы построили?

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, стремясь обеспечить благополучие и процветание России,исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, принимаем Конституцию Российской Федерации.


Таким образом, в преамбуле к основному закону государства «мы, многонациональный народ Российской Федерации», обозначили цель, с которой мы приняли Конституцию – это обеспечение «благополучия и процветания России». То есть, это положение можно считать общенародной целью. Далее «мы, многонациональный народ Российской Федерации», закрепили, что

Обычно подобным положениям не придается какого-либо решающего значения, оставляя за ними чисто декларативную функцию, для большей убедительности обозначая, каким именно образом народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы Считается, что свободные выборы и принятие решений по каким-либо специфическим вопросам на референдуме это и есть выражение власти народа.Так ли это на самом деле? Достаточно ли механизмов свободных выборов и референдума для реализации властных полномочий народа?

Давайте проведем небольшой логический анализ.

Для начала определимся с основными терминами.

Демократия, и, ж. [фр. dйmocratie < греч. dmos народ + kratos власть]. 1. Народовластие, политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу. (Краткий словарь иностранных слов, 1974 г)

Что мы, русские люди, понимаем под словом «власть»? Что значит власть принадлежит народу? Как может власть принадлежать множеству людей, часть которых еще недееспособна (дети), а часть даже и не родилась (будущие поколения)?Если власть принадлежит народу, то кому она не принадлежит? Над кем народ имеет власть? Не является ли ст.3 Конституции ни к чему не обязывающей декларацией, красивой фразой, не наполненной реальным содержанием? Что же обозначает слово «власть»?

Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия… Государственная власть – это политическое руководство обществом, осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.(толковый словарь Ожегова)

Как было указано выше, единственным источником власти в России является только ее ни от кого не зависящий народ - носитель суверенитета, т.е., имеет право и возможность распоряжаться кем-либо в России, а также подчинять своей воле только он. Кем распоряжаться и кого подчинять своей воле народ имеет право? Над кем он имеет власть?

Обеспечение благополучия и процветания России - это комплекс достаточно сложных задач: защита от внешнего врага, от преступников (врага внутреннего), от бедности и пр., требующих для своего решения согласованной работы всех государственных механизмов. Народу, чтобы выполнить комплекс подобных работ, необходимо проанализировать обстановку, обработать информацию, составить план решения, распределить между собой обязанности, обеспечить их выполнение, предусмотреть мотивацию и ответственность за плохое их выполнение. Для решения этих задач требуются освобожденные специалисты - управленцы высшего уровня. Этим самым специалистам народ поручает обеспечить благополучие и процветание России. Эти специалисты – депутаты Федерального Собрания, посредством законотворческой деятельности организующие население России на обеспечение благополучия и процветания России и президент – глава исполнительной власти, обеспечивающий выполнение законов.

Таким образом, для политического руководства обществом, осуществляемого в интересах народа, с целью обеспечения благополучия и процветания России в соответствии с Конституцией учреждаются органы государства (Федеральное Собрание и институт президентства). Производится это через свободные выборы - одно из средств непосредственной реализации народом своих властных полномочий).

Далее, через органы государства народ осуществляет свою власть. По умолчанию предполагается, что избранные народом органы государства осуществляют политическое руководство обществом в интересах народа, и что никакие другие интересы этими избранниками руководить не могут.

Следует отметить, что люди, избранные народом в органы государственной власти, не являются носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Их задача обеспечить политическое руководство обществом в интересах народа, действуя в пределах своей компетенции и полномочий, которые оговорены в 4 и 5 главах Конституции РФ. Среди множества перечисленных их прав, функций и полномочий нет права быть единственным источником власти в Российской Федерации. Но в разделах 4 и 5, среди перечисленных прав, функций и полномочий Президента и депутатов, отсутствует цель, с которой единственный источник власти назначает (избирает) их. Косвенно эта цель обозначена народом для себя в преамбуле и в Присяге, которую принимает Президент, вступая в должность:
Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации … верно служить народу Также в ст.7 сказано, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека То есть, политика уже направлена на создание условий, но чьей целью является это направление - непонятно. Отсутствие четко обозначенных целей позволяет достаточно широко трактовать смысл нахождения людей на должностях высшего государственного менеджмента и необходимость тех или иных действий. Никаких проблем не возникает, если эти люди беззаветно преданы своей Родине и самоотверженно служат ей. А если нет? Нельзя судьбу целого народа доверять воле случая, превращать выборы в лотерею. Или, что еще хуже, отдавать ее на откуп недобросовестным людям, имеющим возможности в любом случае повлиять на выбор народа.

Таким образом, народ, избрав «лучших представителей себя» для «верной службы себе» (никак это не закрепив), обязуется выполнять определенные правила и исполнять обязанности, которые избранные им законодатели сочтут необходимым разработать для обеспечения общей цели – благополучия и процветания России: это и уплата налогов, и воинская обязанность, и пр. За невыполнение своих обязанностей по обеспечению общей цели граждане (часть народа) подлежат ответственности различной степени тяжести – от административной до уголовной.

Теперь давайте посмотрим, какую ответственность несут президент и депутаты Федерального собрания за плохую работу. Для начала определимся с понятием «ответственность». Ниже приведены определения из словаря Ожегова и электронной энциклопедии www.lib.km.ru:

Ответственность, –и, ж. 1. см. ответственный. 2. Необходимость, обязанность отдавать кому–н. отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести о. за что–н. Привлечь к ответственности (заставить отвечать за плохой ход дела, за проступки; офиц.)

Ответственность юридическая – государственное принуждение к исполнению требований права. Выражена в санкциях правовых норм.

Ответственность уголовная – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в виде наказания.

Ответственность гражданская – один из видов юридической ответственности. Заключается в применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера. Таким образом, ответственность – это система заранее предусмотренных наказаний в виде различных санкций, мер воздействия.Так какую же ответственность за плохую работу несут президент и депутаты Федерального собрания? Какие наказания (меры воздействия) предусмотрены для них?

Они не могут нести никакой ответственности, потому что у них нет четко сформулированных обязанностей, нет «должностной инструкции». Им никто не объяснил, что народ ждет от них. В любой работе важен результат. Какого результата ждет избиратель? Да мало ли какого, он нигде его не обозначил. Нет основания для ответственности.

Единственная их провинность – не оправдал доверия избирателей. Принято считать, что ответственность за не оправдание доверия - это неизбрание на очередной срок. Так это только отчасти. Вот почему. Во-первых, неизбрание – это только отказ в доверии, нежелание видеть в должности человека, не справившегося с ней. А как они ответят за то, что по их вине (действию или бездействию), благодаря реализованным или, напротив, нереализованным ими законодательным инициативам, произошло ухудшение жизни народа? Неизбрание – это увольнение неспособного, но если неспособный нанес ущерб, кроме увольнения, он еще должен ответить и за нанесение этого ущерба.

Но депутаты никак не будут отвечать за эту вину. Кто им говорил, что они обязаны улучшать жизнь народа? Да, они, в меру своей порядочности, настроений, сложившихся обстоятельств постараются сделать все, что от них зависит, но не более. Да, они обещали стараться, но не гарантировали.
Да, мы не оправдали вашего доверия, но вы вольны не избрать нас. Ваша жизнь ухудшилась? Вы стали беднее? Вы не можете позволить своим детям получение образования, старикам лечения и пр.? А мы здесь причем? Мы, кстати, старались, делали, что могли, хотя нигде не записано, что мы должны этим заниматься.

Во-вторых, для президента Конституцией предусмотрено только 2 срока полномочий. Так что в течение второго срока он вообще может на работу не ходить, все равно не выберут. В-третьих, с таким пониманием ответственности как «неизбрание» нельзя согласиться еще и потому, что президент или депутаты своим личным решением определяют, будут они подлежать указанной ответственности или нет. Действительно – если депутат (президент) решил не баллотироваться на следующий срок – следовательно, он заведомо избежал даже этой небольшой ответственности (в форме морального наказания в случае неизбрания).

Аналогично для случая досрочного прекращения полномочий – даже оставляя в стороне тот факт, что реально указанный вид ответственности практически недостижим (главной причиной является необходимость высокой степени организованности избирателей для инициации действий по досрочному прекращению полномочий депутата – недостижимо без предоставления в распоряжение избирателей соответственных денежных и орг. средств) – и этого вида ответственности депутат и президент в состоянии легко избежать заблаговременно подав в отставку по любым причинам.

Следовательно, ни один из существующих механизмов «ответственности» депутатов и президента не может быть признан действительно работоспособным механизмом ответственности, поскольку не предусматривает наказания, которое наказываемый не может избежать по своей воле.
В-четвертых, народ за невыполнение своих обязанностей по улучшению жизни себя несет вполне осязаемую ответственность – уголовную. Таким образом, получается, что народ, назначив (избрав) президента и депутатов, поручив им разработать комплекс мероприятий различного характера, частью которых является система наказаний (УК, КОАП и пр.) для граждан за уклонение от своих обязанностей (уплаты налогов, уклонения от службы в армии и пр.), забыл указать четкую цель деятельности для избираемых господ, результат, который он от них ожидает, а также не предусмотрел возможность или способность воздействия … на их поведение с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия. Можно ли считать, что при таком государственном устройстве единственным источником власти в России является народ? Конечно же, нет. Власть его является чисто декларативной. Он не может заставить кого бы то ни было действовать в своих интересах. Он может только надеяться, что кто-то, избранный им, догадается о его чаяниях и приложит все усилия, чтобы им удовлетворить. Считать, что такому народу принадлежит власть, по меньшей мере, смешно.

Таким образом, чтобы создать механизм, обеспечивающий народу реализацию его властных полномочий, необходимо предусмотреть цель, с которой он выбирает президента и депутатов. Цель, с которой многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, выбирает президента и депутатов Федерального собрания необходимо вынести в отдельную статью Конституции.

Статья 138. Федеральное Собрание и Президент избираются населением с единственной целью - законами и указами организовать население (ныне живущих дееспособных граждан) на защиту народа (населения и будущих поколений) от духовного и материального ухудшения жизни.

Плохая организация защиты народа Российской Федерации Федеральным Собранием и Президентом является не имеющим срока давности преступлением против народа Российской Федерации.

В рассмотрении данного преступления членом суда народа над Федеральным Собранием и Президентом является каждый гражданин Российской Федерации.

Внесение в Конституцию такой статьи придаст ей более определенные черты договора народа с лучшими своими представителями, которых он, непосредственно реализуя свои властные полномочия, назначил (избрал на свободных выборах) для организации ныне живущей дееспособной части народа (населения) для улучшения жизни всего народа (населения и будущих поколений). Народ выступает в качестве работодателя для части своих собственных представителей, готовых взяться за выполнение задачи организации населения на улучшение жизни всего народа.

Специально следует остановиться на том, что задача эта – не улучшение жизни народа, а ОРГАНИЗАЦИЯ населения на улучшение жизни народа. 630 членов Федерального Собрания и один президент, будь они хоть семи пядей во лбу, жизнь народа без определенных усилий со стороны самого народа не улучшат.

Далее, чтобы создать систему мотивации для специалистов – президента и депутатов, необходимо предусмотреть для них наказание за плохую работу по организации населения на улучшение жизни народа. В обеспечение ст. 138 необходимо предусмотреть закон, регламентирующий вид и порядок назначения ответственности для президента и депутатов за неудовлетворительное исполнение ими своих обязанностей. Наиболее действенным видом ответственности для президента и депутатов будет уголовное заключение. В качестве примера подобного закона возможно рассмотреть следующий вариант — принять закон "О суде народа России над президентом и членами Федерального Собрания Российской Федерации". <...> (1)

Таким образом, при внесении в конституцию ст.138 и принятии в ее обеспечение такого закона, система государственного устройства примет естественный и целесообразный вид: народ – хозяин и властелин на своей земле, стремясь обеспечить себе благополучие и процветание, подчиняет часть себя – население (ныне живущих дееспособных граждан) выполнению этой цели. С целью организации населения на решение общенациональной задачи – «обеспечение благополучия и процветания» устраивается конкурс (свободные выборы) на замещение вакантных мест высшего государственного менеджмента – должностей президента и членов Федерального Собрания.


Лицам, победившим в этом конкурсе, ставится задача – организовать население (руководить им) для улучшения жизни народа. Также им придаются полномочия наказывать граждан (часть народа) за уклонение, плохое исполнение своих обязанностей по улучшению жизни народа или откровенные действия, имеющие целью ухудшение жизни народа. Таким образом, народ признает над собой волю руководителей (законодателей и президента) в порученном им деле. А вот за невыполнение поставленной задачи народ – хозяин предусматривает ответственность для своих руководителей – ответственность уголовную. И оценивать вину будет сам народ – хозяин, не доверяя это никаким судьям. Конституция примет вид договора, в котором предусмотрены права, обязанности, а также ответственность за плохое исполнение обязанностей для сторон. Подобный механизм резко уменьшит число некомпетентных или имеющих какие-либо корыстные или враждебные цели претендентов на эти должности. В конкурсе будут участвовать профессионалы, люди, знающие, как решить поставленную народом задачу. А профессионалы ответственности не побоятся. Гарантией этого будет Суд народа. Государственная власть станет ответственной перед «единственным источником власти». То есть реальная власть в России будет принадлежать народу.

_______

Оба материала "Государство и акционерное общество: обеспечение ответственности" и "Механизм реальной демократии" были опубликованы в сборнике материалов конференции "Подготовка кадров государственной и муниципальной службы в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы" (2). Тем самым, научным руководством Академии государственной службы идее суда народа была придана степень предмета научной дискуссии.



(1) Опущены приведённые первые семь статей версии закона, обсуждавшейся до 2008 года.

(2) ЧИ УрАГС, 2004, УДК: 35.082.4(470), ББК 67.401(2Рос), ISBN 5-93107-012-5, с. 61-67 и 73-83.
Просмотров: 336 | Добавил: insedelam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031