Пятница, 19.04.2024, 08:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2013 » Июнь » 14 » Ивар Иябс. Стабильно истерическая
23:20
 

Ивар Иябс. Стабильно истерическая

Ивар Иябс. Стабильно истерическая

Foto: AFP/Scanpix

В связи с нарастающей напряженностью на Корейском полуострове Министерство иностранных дел не рекомендует жителям Латвии посещать Северную Корею, если этого не требуют экстренные обстоятельства, писала Diena 9 апреля.

В современной либеральной Европе мобилизация населения на поиски и эксплуатацию образа внешнего врага имеют весьма дурную славу. Здесь многие все еще верят, что в международной политике возможен "вечный мир" в духе Канта, когда отношения государств определяются общепринятыми международными нормами и космополитизмом. Однако сегодня в мире наблюдается противоположная тенденция — спрос на образ врага растет. Более того, объявляя такие процессы совершенно ненормальными и "неправильными" в демократической политике, мы, возможно, рискуем упустить нечто важное. Поиск хорошего внешнего врага — нелегкая задача, которую политики должны выполнять ответственно и дальновидно, а не абы как.

Именно такие мысли вызывают недавние события на Корейском полуострове, где после размахивания кулаками КНДР милостиво уселась за стол переговоров. Значительная часть западных СМИ видит ситуацию в черно-белых красках и дает довольно одностороннюю картину происходящего. И это не значит, что в КНДР не правит тоталитарный и деспотичный режим. В этом не должно быть никаких сомнений. Правящий режим здесь успешно контролирует мысли и поступки своих граждан, фактически обрекая их на голодную смерть и при этом выжимая из них остатки искреннего энтузиазма. Но гораздо реже звучит вопрос — как мы до этого дожили? Неужели в том, что в начале ХХI века (и в обозримом будущем) все еще возможна такая Северная Корея, виноваты только Кимы со своими прихлебателями?

Ежегодно Северную Корея посещают лишь 1000-2000 туристов, которым после возвращения нравится рассказывать истории о "бредовых" ситуациях — постоянном надзоре, обожествлении вождя, коллективных зарядках на площади, радиоприемниках в каждой квартире, которые не выключаются, форме для гражданского населения и прочем. Этот культурный шок, безусловно, связан с их собственным культурным багажом. Скажем, "чекисты", присматривающие за туристами, или пустые полки в магазинах не удивят жителя Восточной Европы среднего возраста. Но есть и такое, что в Северной Корее шокирует даже их. Помню, как в 1980-е любители тонкого антисоветского юмора покупали журнал "Корея Сегодня", воспринимая его как своеобразное сатирическое издание. Там речи Ким Ир Сена чередовались с репортажами о поездках Ким Ир Сена на заводы и идеологическими статьями об историческом значении взглядов Ким Ир Сена. Сегодняшняя КНДР — не коммунистическая страна. То, что там происходит, не имеет отношения к Марксу, Энгельсу и даже Ленину. Там правит культ вождя, милитаризм и постоянное запугивание предстоящей атакой империалистов. Без таких угроз свою жизнь не может представить ни элита, ни большинство населения.

К тому же, это запугивание не является безосновательным. Судьба послевоенной Кореи была очень сложной, как и судьбы других стран, оказавшихся игрушками в руках сверхдержав. Правда, Корейскую войну в 1950 году начали северяне, но и дружественные Западу южане были довольно агрессивными, осознавая, что за ними стоят США. В конце 1980-х, при распаде СССР, на Корейский полуостров на мгновение пришла "весна наций" и надежда на мирное сосуществование. Однако у Северной Кореи не было никаких шансов на бархатную революцию и открытость миру. Формально обе Кореи находились в состоянии войны. Учитывая влияние США в Южной Корее, такая открытость миру, скорее всего, означала бы конец Северной Кореи. Как оказалось, граница по 38-й параллели — это не Берлинская стена, она так быстро не падет. Когда СССР рухнул и у Китая постепенно пропало желание поддерживать "младшего брата", отношения между Кореями стали явно асимметричными. На Юге закрепилась либеральная демократия, и после кризиса 1997 года возобновился интенсивный рост. Зато Север без финансовой и технологической поддержки СССР погружался во все более глубокую разруху. До рубежа веков в отношениях наблюдался относительный оптимизм. Юг старался проводить на Севере программу поэтапного сотрудничества (нечто вроде Ostpolitik в отношении ГДР), связывая экономическую помощь с постепенными и разумными политическими требованиями. Какое-то время это вроде работало.

А потом наступило 11 сентября и Джорджу Бушу понадобился внешний враг в виде "оси зла". С этого и началась хорошо известная история о шантаже КНДР. Сценарий, в основном, был один и тот же: сначала расстреляем какой-нибудь корабль или пригрозим ракетными испытаниями. Потом Южная Корея (а заодно и Япония) объявят тревогу и пожалуются Вашингтону, который в зависимости от настроения либо их успокоит, либо устроит совместную демонстрацию силы у наших границ. Все это позволит нам не только почувствовать себя важными и выторговать у международного сообщества какие-то преимущества, но и лишний раз убедить себя и своих граждан, что мы находимся в постоянном окружении врага. Кажущийся фанатизм и неразумность Северной Кореи на самом деле хорошо просчитан. Ведь мир и на этот раз поверил, что КНДР, имеющая ядерный реактор (но без нормальных ракетоносителей), может просто взорвать ракеты прямо на земле, чтобы стереть с лица земли саму себя, а заодно и ненавистных южан. Такая репутация дорогого стоит.

Если говорить о жизнеспособности режима, вряд ли в ближайшее время будут перемены. Чем больше Запад будет демонстрировать силу, тем сильнее будет режим. Иногда лучшее средство легитимизации режима — другое сильное государство, которое этот режим демонизирует. Каждый раз, когда Южная Корея при помощи США устраивает демонстрацию силы у границ Северной Кореи или говорит об "оси зла", Вождь может потирать руки. На радикальные реформы сверху тоже рассчитывать не стоит. Сильная сторона любой династической монархии — стабильность. Передать идеалы отца и деда гораздо сложнее, чем провести 20-й съезд своей партии. Вероятность внутренних волнений ничтожна, даже несмотря на глубокую бедность. Прежде всего, это государство и впрямь поразительно изолировано от остального мира и знает о внешнем мире намного меньше, чем СССР до перестройки. К тому же, династии удалось исполнить мечту каждого диктатора — вырастить поколение, среди которого никто не помнит, что было "раньше". Один современный путешественник был очень удивлен, обнаружив, что его северокорейских гид никогда не слушал "битлов", не говоря уже о современной музыке.

Наконец, есть определенные опасения по поводу того, наступит ли в КНДР "хэппи-энд", если однажды утром 25 миллионов людей, которые всю жизнь прожили под тотальным воздействием идеологии чучхе, проснутся при турбокапитализме американского образца. Быть может, Северная Корея действительно готова к широкому миру, но вопрос еще и в том, готов ли широкий мир к Северной Корее.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Просмотров: 232 | Добавил: insedelam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930