Вторник, 23.04.2024, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2013 » Август » 22 » Образы врага
22:42
 

Образы врага

«Образы врага» в деятельности СМИ

В процессе политического противоборства одним из наиболее действенных приемов является «атака» или «использование эффекта контраста». В высказываниях политических деятелей, в теле- и радиопередачах, в газетных и журнальных публикациях эти приемы нередко трансформируются в жесткую критику.

Отрицательный образ или «образ врага» имеет истоки в национально-культурных и исторических стереотипах, поэтому с большей готовностью воспринимаются различными группами населения.

Формирование «образа врага» позволяет никогда не сомневаться в своей правоте, оправдывает любые действия, блокирует критичность мышления, закрепляет негативные эмоции – недоверие, подозрения и страх.

Психология враждебности приводит к формированию специфической «политической морали» с набором принципов, типа: «Кто не с нами, тот против нас», «Что плохо для врага, хорошо для нас». Мышление, находящееся во власти «образа врага» лишено гибкости, критичности, сводит многие решения к крайностям, например, враждебное поведение противника как бы работает на его образ, а разумное рассматривается как хорошо замаскированные происки. Отсюда возникают препятствия для развития политического диалога. Нередко в «образе врага» проявляется то, что не нравится адресату в самом себе, не согласуется с представлениями об «образе Я».

Благоприятным условием для формирования «образа врага» является невежественность, неинформированность и повышенная внушаемость населения. В таком случае достаточно простых лозунгов: «Мы – не такие, как они».

Часто применяется и такая коммуникативная стратегия: сравнивание высказываний политика до выборов и после них. При этом задавший подобный вопрос журналист, в глазах аудитории стремится выглядеть как минимум политкаторжанином или человеком, прошедшим ссылки и невзгоды в политэмиграции. Моральное право задавать такие вопросы имеют очень не многие.

Другие распространенные коммуникативные стратегии политических высказываний: демонстративное умалчивание, манипулирование жанром (если выгодно, то «новости без комментария», если нет, то «сплошной комментарий без новостей»), изменение масштабов явления.

Приведем примеры того, как СМИ придавало образ врага рассматриваемым президентам:

1. Так как Барака Обаму стали ассоциировать с суперменом, то его оппоненты решили изобразить в виде злодея «Джокер» из комикса «Бэтмен»;

2. «Это правда, я назвал его [Буша] дьяволом,

когда выступал в ООН. А в другой раз я называл его ослом, потому что я думаю, что он не имеет представления о том, что происходит в странах Латинской Америки и в мире в целом», – сказал Уго Чавес (РКМ); 3. «Владимир Путин: врагом Сибири его считают более 33% респондентов» (fontanka.ru):

4. "Медведев – просто марионетка, решения в России принимает Путин", – Борис Немцов (InoPressa).

Просмотров: 209 | Добавил: insedelam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031