Четверг, 18.04.2024, 14:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2013 » Июль » 28 » 1812 год: сибиряки в боях с Наполеоном
05:30
 

1812 год: сибиряки в боях с Наполеоном

Наполеон подготовил для нашествия на Россию гигантскую армию почти в 650 тыс. человек. Возглавлял «Великую армию» сам Наполеон, отдельными соединениями командовали прославленные маршалы Даву, Ней, Мюрат. Большинство французской армии составляли немцы, поляки, итальянцы, голландцы, швейцарцы, португальцы и воины других национальностей. Вся Европа пошла на Россию, но и у нее было чем ответить: в сражения в числе прочих вступили и сибиряки.

Разумеется, ни в 1805, ни в 1812 году Новониколаевска, позднее Новосибирска не было и в помине, но города и поселения, которые ныне находятся на территории нашей области, внесли свой вклад вклад в борьбу с иноземными захватчиками. Почти вся территория нынешней Новосибирской области находилась в те годы в ведении Чаусского волостного управления.

Итак, Отечественная война 1812 г. с публикацией Манифеста Александра I нашла широкий отклик в сердцах сибиряков.

В городах и селениях выносились общественные приговоры о пожертвованиях «для отражения врагов отечества» и желании вступать в народное ополчение для помощи регулярной армии. Однако, сбор ратников ополчения был ограничен шестнадцатью губерниями. Сибирские губернии в это число не входили, поэтому многие сибиряки, желавшие вступить в ополченские отряды, отправлялись в Европейскую Россию.

С началом войны в Сибири стали вноситься пожертвования на содержание ополчения и «воинские предметы» для армии, средства «на отражение врагов отечества». Так, крестьяне Минусинской округи «для военной, надобности... по собственной своей воле и с общего согласия на «побеждение врага», стремящегося к разорению нашего отечества», пожертвовали по 25 копеек с каждой ревизской души.

Кроме денег, собирались пожертвования вещами. Чтобы эти предметы соответствовали «обстоятельствам настоящего времени», был составлен реестр образцов принимаемых вещей. Принимались предметы одежды, сукно соответствующих цветов, каразея (шерстяная ткань грубой выделки), холст, полотно, «товар сапожной», оружие, медные котлы с ремнями, седла, потники, арканы (для ловли лошадей), хомуты. К концу 1812 г. по всей Сибири внесено было денег свыше 390 500 рублей. В связи с военным временем увеличилась поставка свинца с нерчинских заводов: всего за 1812 г. поставлено было более 30 000 пудов, что превышало среднюю годовую норму на 5000 пудов.

В войне 1812 г. впервые прославились своим невиданным мужеством и стойкостью сибирские полки. Перед войной была сформирована 12-я Сибирская дивизия численностью в 17 343 солдата. Когда началась война, из Сибири на войну пошли7 регулярных полков и 2 артиллерийские роты, в том числе 94-й пехотный Енисейский полк. Всего в составе русской армии сибирские пехотные и кавалерийские части насчитывали 27 000 человек.

Всего же в кампании 1812 - 1814 годов участвовали семь сибирских полков. Сибиряки воевали в в составе Томского мушкетерского (позже переименованного в пехотный), Сибирского драгунского, Иркутского драгунского (позже переименованного в Сибирский гусарский), 19-го егерского и Колыванского пехотного полков.

Как известно, расчет Наполеона на разгром русских армий поодиночке окончательно рухнул, когда 22 июля обе русские армии соединились в Смоленске. Три дня, с 4 по 6 августа, корпуса Раевского и Дохтурова защищали город от трех пехотных и трех кавалерийских корпусов противника. Наполеон стянул к Смоленску все силы, но Барклай вновь увел русские войска из-под удара.

Именно после Смоленского сражения 4 и 5 августа 1812 г. французы заговорили о сибиряках с уважением и страхом. Командовал сибиряками генерал-майор Антон Антонович Скалон (1767—1812), француз по крови, сибиряк по рождению, сражавшийся против французов и погибший в неравном бою за Смоленск. Потомственный генерал родился на Алтае, в Бийске. Его отец, А.Д. Скалон, участвовал в нескольких военных кампаниях, возглавил все войска Сибири имел чин генерал-поручика.

В 1812 г. Антон Антонович Скалон шеф Иркутского драгунского полка, командовал тремя полками в 3-м резервном кавалерийском корпусе. Погиб на 2-й день Смоленского сражения 5 августа 1812 года.

«Русские драгуны не выдержали кавалерийской атаки дивизии Брюйера и в полном беспорядке бежали в город. Артиллерийские позиции и прикрывавшая их пехота остались без прикрытия.

Видя это, командовавший резервом генерал А. Скалон решился на отчаянный шаг. Сразу за последним залпом русских батарей последовала молниеносная контратака сибирских драгунских эскадронов во фланг наступавшим. Французские артиллеристы замерли с зажженными фитилями у своих орудий, но не смели сделать ни единого выстрела, чтобы не угодить в своих. Стрельба и пушечная канонада смолкли. С поля боя доносились другие звуки — звон клинков и душераздирающие крики.

В течение четверти часа сибиряки рубили и кололи врага с отвагой и жестокостью обреченных. Опешив от безумной ярости кавалеристов Скалона, неприятель дрогнул, смял ряды и утратил наступательный порыв. Выигранных кровавой ценой минут оказалось достаточно для спасения батарей и пехотного прикрытия. Предпринятый Скалоном маневр сорвал попытку французов ворваться в Смоленск.

Едва противники разошлись, французы пустили в ход артиллерию и начали перегруппировку. По традиции боевого российского офицерства, генерал-майор оставался в рядах последнего эскадрона, прикрывая отход. «Внезапно рядом разорвалось несколько гранат, и все скрылось в густом пороховом дыму...». Так смертью храбрых 5 августа погиб генерал-сибиряк..

По личному указанию Наполеона 8 августа русский герой был предан земле у подножия Королевского бастиона Смоленской крепости «с отданием всех почестей, приличествующих его воинскому подвигу, с ружейными и артиллерийскими залпами». Французский император сам присутствовал при погребении и, соблюдая русский обычай, бросил в могилу горсть земли.

В Смоленском сражении также отличились Селенгинский пехотный и Тоболь­ский гренадерский полки. Задерживая противника, Селенгинский пехотный полк под командованием полковника Д.И. Мещерякова нанес ему большой урон.

В Бородинском сражении Сибирские полки стяжали неувядаемую славу. Доблестная 24-я пехотная дивизия сибиряков героически оборонявшая Смоленск, практически полностью смертью храбрых пала на Бородинском поле, защищая батарею генерала Раевского. 24-й дивизией сибиряков, командовал генерал-майор Пётр Гаврилович Лихачёв, кавалер ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. В Бородинском сражении, будучи больным (из-за сильных болей в ногах он не мог ходить), он руководил сибиряками сидя на походном стуле в переднем углу редута под градом пуль, ядер и гранат.

Вокруг него беспрестанно падали убитые и раненые, но он мужественно ободрял своих молодцов: «Смелей, ребята! – говорил он. – Помните, мы дерёмся за Москву!» Во главе солдат с обнажённой шпагой в критическую минуту он бросился в атаку. Раненый, исколотый штыками и повергнутый на землю прикладами, еле живой он был взят в плен и представлен Наполеону…

Генерал Лаптев лично вёл Ширванский полк 24-й дивизии в атаку на занятую французскую батарею и три раза сибиряки при барабанном бое пробивали штыками и прикладами себе дорогу сквозь многочисленную французскую конницу. Командир 3-го кавалерийского корпуса генерал-майор Крейц получил в бою шесть ран, дважды под ним убивали коня… Генерал-майор Понсет, искалеченный в предыдущих боях, стоял перед своей бригадой на костылях и говорил, что умрёт, но не отойдёт ни на шаг…

За батарею Раевского сражался и Томский пехотный полк, выдержав наиболее ожесточённые атаки противника. Тобольский пехотный полк, построившись в каре, выдержал и отбил шесть атак неприятельской кавалерии, задержав на фланге до ночи продвижение французской конницы. Всего в сражении 26 августа 1812 г. Томский и Тобольский полки потеряли более половины личного состава.

Сибирский и Иркутский драгунские полки принимали участие в кавалерийской схватке, развернувшейся за ключевую позицию Бородинского поля – Курганную батарею. То была, по словам Барклая де Толли, «кавалерийская битва из числа упорнейших, когда-либо случавшихся». К вечеру в Сибирском драгунском полку осталось лишь 125 рядовых и три офицера. 95-й Красноярский полк, отбивая атаки Морана и Брусье, потерял 20 офицеров и 712 нижних чина.

В своих мемуарах впоследствии Н.Н. Муравьев вспоминал: «Я ехал по полю сражения мимо небольшого отряда Иркутских драгун. Всего их было не более 50 человек на коне, но они неподвижно стояли во фрунте с обнаженными палашами под сильным огнем, имея впереди себя только одного обер-офицера. Я спросил у офицера, какая это команда?» Иркутский драгунский полк, - отвечал он, - а я поручик такой-то, начальник полка, потому что все офицеры перебиты, и кроме меня никого не осталось». После сего драгуны сии участвовали еще в общей атаке. Можно судить, сколько их под вечер осталось».

На бескрайних просторах Интернета не удалось найти подробного описания боевого пути 40-го пехотного Колыванского полка, однако с трудом обнаружился, очевидно, далеко не полный список его офицеров. Вот он:

Афонасьев
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Белков
Майор Куринского пехотного полка.

Веселовский
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Ветчинин
Майор Колыванского пехотного полка.

Вознесенский
Капитан Колыванского пехотного полка.

Высочин
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Гаевской
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Гром
Поручик Колыванского пехотного полка.

Грязев
Поручик Колыванского пехотного полка.

Гуржиевский-Гурский
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Дублянский
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Журьярий
Подполковник Колыванского пехотного полка.

Загоровской
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Зайковский
Поручик Колыванского пехотного полка.

Зайковский
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Зарудный
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Захарашевич-Капустянский 2-й
Поручик Колыванского пехотного полка.

Захарашевич-Капустянский 3-й
Поручик Колыванского пехотного полка.

Кадомской
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Кадыгроб
Поручик Колыванского пехотного полка.
2.12.1812 за отличие в сражении произведен в штабс-капитаны.

Канищев 1-й
Капитан Колыванского пехотного полка.
6.07.1812 произведен в майоры.

Климов
Поручик Колыванского пехотного полка.

Козырь
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Колмаков 2-й
Капитан Колыванского пехотного полка.

Колтовской
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Кравков
Майор Колыванского пехотного полка.

Кугушев
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Кузнецов
Поручик Колыванского пехотного полка.

Макацаров
Майор Колыванского пехотного полка.

Марков
Капитан Колыванского пехотного полка.

Масалов
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Меженинов
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Миллер фон
Майор Колыванского пехотного полка.

Музалевский
Прапорщик Колыванского пехотного полка.
19.10.1812 исключен из списков умершим.

Навроцкий
Поручик Колыванского пехотного полка.

Недзвецкий
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Никулин
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Новиков
Майор Колыванского пехотного полка.

Ноздреев
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Ольдекоп Карл Федорович

Полковник Колыванского пехотного полка, шеф полка.
2.12.1812 за отличие в сражении произведен в генерал-майоры.

Ореховский
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Пафнутьев
Поручик Колыванского пехотного полка.

Петров 1-й
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Петров 2-й
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Пистоленков
Подпоручик Колыванского пехотного полка.
2.12.1812 за отличие в сражении произведен в поручики.

Попондополо
Прапорщик Колыванского пехотного полка.
2.12.1812 за отличие в сражении произведен в подпоручики.

Прайслер
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Родионов
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Светловской
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Сиверский 1-й
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Сиверский 2-й
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Сиверский 3-й
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Скоруппа 2-й
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Степанов
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Сулимкин
Поручик Колыванского пехотного полка.

Сунбулов 1-й
Капитан Колыванского пехотного полка.

Теснинский
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Тимофеев Иван Тимофеевич
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Тулаев
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Турмашев
Поручик Колыванского пехотного полка.

Фесенко
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Филипс
Подполковник Колыванского пехотного полка.

Чернопятов
Прапорщик Колыванского пехотного полка.

Чернявский
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Чуйкевич 2-й
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Шмаров
Штабс-капитан Колыванского пехотного полка.

Шмаров 2-й
Подпоручик Колыванского пехотного полка.

Юдин 2-й
Поручик Колыванского пехотного полка.

7 сентября в Новосибирске был торжественно открыт бюст фельдмаршала М. И. Кутузова-Голенищева.

Но памятника другим генералам, офицерам и солдатам-сибирякам, воевавшим под знаменем прославленного полководца, в столице Сибири нет.

Просмотров: 970 | Добавил: insedelam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031